Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Анимация: Да Нет
Отображение: Цветное Черно-белое Инвертированное
О Росавиации
Деятельность
Аэропорты и аэродромы
Сертификация
ГлавнаяПресс-службаНовости

Росавиация выступает за введение многомиллионных штрафов за умышленное нарушение порядка использования воздушного пространства

24 июня 2015 11:43

«Детективная» история с несанкционированными полетами самолетов «Gardan GY80»и Як-52, произошедшая 21 июня с.г., приобрела большой общественный резонанс, и очередной раз продемонстрировала абсолютное пренебрежение некоторыми любителями малой авиации норм действующего воздушного законодательства.

Напомним, что 17 июня на аэродром Ишим без уведомления приземлился самолет «Gardan GY80» с бортовым номером G-ASJY, без регистрационных знаков Российской Федерации, на борту которого находились 3 человека. Транспортная прокуратура оштрафовала пилота самолета за полеты на незарегистрированном ВС и запретила осуществлять вылет до  предоставления доказательной документации на самолет и пилотских свидетельств. Тем не менее, 21 июня в ночное время самолет «Gardan GY80» произвел несанкционированный вылет с аэродрома Ишим. Вслед за ним несанкционированно вылетел и стоявший «на приколе» на территории аэродрома и подготовленный к списанию самолет Як-52. Через час после вылета с Як-52 произошла авария на аэродроме ДОСААФ Ялуторовск. Воздушное судно произвело посадку без шасси, попутно сломав щит входных ворот.

Пилот Як-52 пересел в «Gardan GY80», который улетел в неизвестном направлении. Для поисков этого воздушного судна были задействованы силы Росавиации, ПВО ВВС, правоохранительных органов. Экипаж самолета не выходил на связь и представлял серьезную угрозу для безопасности полетов. Так, в 16.05(мск) экипаж самолёта А-319 одной из российских авиакомпаний, выполнявший рейс из Москвы в Казань в процессе захода на посадку, находясь на высоте 500 метров, доложил об обнаружении ниже высоты полёта легкомоторного самолёта белого цвета, выполнявшего полёт вдоль дороги, того самого «Gardan GY80».

К концу дня в результате предпринятых мер самолет был обнаружен радиолокационными средствами, а позже, в 20.00(мск), «Gardan GY80»  совершил посадку в районе н.п. Верея Орехово-Зуевского района Московской обл. Пилот и пассажиры задержаны правоохранительными органами.

Этот случай является неординарным по своей форме, но вполне типичным по своему содержанию: умышленное нарушение порядка использования воздушного пространства и эксплуатации воздушных судов. С начала этого года с воздушными судами авиации общего назначения произошло 13 авиационных происшествий: 4 катастрофы, в которых погибли 6 человек, и 9 аварий. В прошлом году за аналогичный период произошло 9 авиационных происшествий - 7 катастроф и 2 аварии. Это статистика с зарегистрированными воздушными судами.

Ситуация с полетами незарегистрированных самолетов также неутешительна. В 2015 году произошло 5 катастроф и 4 аварии. В прошлом году – 6 катастроф и 6 аварий. При расследовании этих авиационных происшествий вскрываются недопустимые факты: полеты выполняются без уведомлений и разрешений органов управления воздушным движением, самолеты и вертолеты эксплуатируются без подтверждения летной годности, полеты выполняются на заведомо неисправных воздушных судах; воздушные суда пилотируют лица без соответствующих на то прав (пилотских свидетельств) и не прошедшие специальную подготовку и пр.

Месяц назад, 18 мая, в Ставропольском крае произошла авария самолета Ан-2, принадлежащего частному лицу. Самолет эксплуатировался без сертификата летной годности. Полет выполнялся без связи и уведомления органов обслуживания воздушного движения, командир самолета свидетельства пилота не имел. Второй пилот на борту самолета отсутствовал. Тогда при выполнении разворота на малой высоте КВС допустил столкновение с куполом церкви с последующей грубой посадкой. В результате авиационного происшествия пилот был госпитализирован с различными травмами. Самолет получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит.

23 мая в Самарской области произошла катастрофа мотодельтаплана без регистрационного номера. Полет выполнялся в воздушном пространстве класса «С» без заявки. По имеющейся информации, после сборки мотодельтаплана выполнялся контрольный полет. Приблизительно на высоте 100 м произошло сваливание, в результате которого ВС столкнулось с земной поверхностью и полностью разрушилось. Пилот и пассажир погибли.

Следует отметить, что положения кодекса российского пилота АОН, такие как, например, считать безопасность полетов наивысшим приоритетом, вопреки здравому смыслу многими недобросовестными пилотами авиации общего назначения полностью игнорируются.

В этой связи Федеральное агентство воздушного транспорта выступает за усиление мер административной ответственности для граждан, должностных и юридических лиц за умышленные нарушения в сфере использования воздушного пространства и эксплуатации воздушных судов. Действующие штрафные санкции не решают своих задач.

Так, в соответствии с КоАП, Ст. 11.4, для граждан штраф составляет от двух до пяти тысяч рублей, для должностных лиц – от двадцати пяти тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей и для юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Учитывая высокую степень угрозы для жизни и здоровья экипажей и пассажиров гражданских воздушных судов, а также для третьих лиц, исходящую от нарушителей порядка использования воздушного пространства, Росавиация выступает с предложением внести изменения в соответствующие статьи КоАП и увеличить штрафы для граждан - до трех миллионов рублей, для должностных лиц - до семи миллионов рублей и для юридических лиц - до двенадцати миллионов рублей. Таким образом, будет создана эффективная система «заградительных» денежных взысканий. 

Соответствующие предложения Росавиация подготовит и направит в Минтранс, Государственную Думу Российской Федерации, а также другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter
Наверх