Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Анимация: Да Нет
Отображение: Цветное Черно-белое Инвертированное
О Росавиации
Деятельность
Аэропорты и аэродромы
Сертификация
ГлавнаяПресс-службаНовости

Росавиация выдала первые сертификаты летной годности на дроны

30 декабря 2023 14:00

Росавиация впервые в истории российской гражданской авиации выдала сертификаты летной годности для беспилотных гражданских воздушных судов (БВС)  массой более 30 кг. Документы получены на два сельскохозяйственных дрона — им присвоены регистрационные номера RA-134EP и RA-135EP. 

Сертификат летной годности необходим для подтверждения права БВС находиться в общем воздушном пространстве, исходя из технических характеристик дрона (высота и дальность полета и пр.). Выдача сертификата летной годности – это допуск для выполнения полетов конкретному, единичному экземпляру, по которому производитель получает документ.

Отметим, что на дроны массой менее 30 кг получение сертификатов летной годности по российскому законодательству не требуется!  

«В выдаче сертификата летной годности для единичных экземпляров задействовано всего три участника - это заявитель, который сам сделал этот БВС, организация, которая выписывает ему акт оценки (она оценивает изделие, которое принес производитель, по всем Федеральным авиационным правилам), и Росавиация, которая проверяет все документы на соответствие и выдает сертификат. Это очень понятный и прозрачный процесс»,  — прокомментировал заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков.

Процесс формирования заявки на получение сертификата вместе с его последующей выдачей занял около месяца. 

Документы на получение сертификатов летной годности от поступили в ведомство 23 ноября. По каждой из этих заявок была оплачена госпошлина в размере 650 рублей.

«Одно юридическое лицо подало две заявки на оформление сертификата летной годности на два беспилотника. Они прошли этот путь первыми, достаточно быстро и успешно. Мы продолжим поддерживать всех заявителей. Следующие беспилотники, конечно, получат сертификацию еще быстрее», — отметил Андрей Добряков.

Заместитель руководителя Росавиации Андрей Добряков


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ


Когда лучше получить сертификат типа на беспилотную авиационную систему (БАС)?

Если производитель планирует выпускать много летательных аппаратов, необходимо получение сертификата типа. Это документ, который подтверждает, что типовая конструкция всего ряда БАС одинакова и безопасна.

«Процедура получения сертификата типа для БАС намного проще  и занимает существенно меньше времени, чем для пилотируемой авиации. Благодаря совместной работе с промышленностью мы снизили административные барьеры без ущерба для безопасности полетов», — отмечает Андрей Добряков.    

Что надо для получения сертификата типа?

Чтобы получить сертификат типа, необходимо пройти большое количество сертификационных процедур, предусмотренных Федеральными авиационными правилами «Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21».

Производитель обязан подтвердить, что типовая конструкция, которую он разработал, предусмотрена не для одного или двух беспилотников, а для большего количества дронов и удовлетворяет требованиям норм летной годности. На основании ФАП-21 проводится большая работа, результатом которой должно стать получение сертификата типа.

При наличии сертификата типа нужен сертификат летной годности?

Получение сертификата типа не отменяет получение сертификата летной годности. Сертификат летной годности — это доступ к воздушному пространству конкретного экземпляра.

Как получить сертификат летной годности?

Сертификат летной годности можно получить на основании сертификата типа: подать заявку и получить сертификат для каждого экземпляра отдельно.

Получить сертификат на пробные, экспериментальные беспилотники можно иначе. Если производитель не планирует изобретать много одинаковых беспилотников, он может получить сертификат для единичных экземпляров, у которых не планируется массовое или серийное производство, согласно ФАП-61.

Сертифицированная Росавиацией организация собирает комплект документов, который подтверждает, что все те характеристики, которые заявил производитель БАС, соответствуют действительности. Далее организация передает Росавиации комплект документов, в котором это подтверждается обученными, сертифицированным специалистами, которые работают в этой организации.

Росавиация принимает заявки и документы на получение госуслуги «Сертификация» в центральном аппарате через «единое окно» для личного приема документов.

Какие есть меры государственной поддержки?

В рамках федерального проекта «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» предусматривается серия финансовых инструментов поддержки разработчиков и изготовителей БАС и их компонентной базы. В их числе следующие меры, рассказали в пресс-службе Минпромторга:

1.  Субсидии на сквозные НИОКР. Предполагается субсидирование до 80% затрат, необходимых для разработки новых типов беспилотников и комплектующих для них. Определены более 20 приоритетных типов беспилотных систем.

2.  Гранты на сертификацию российских беспилотников составят до 150 млн рублей на средние БАСы и 250 млн рублей на тяжелые БАСы.

3.  Эти меры будут дополнены действующими инструментами. Например, грантами на разработку конструкторской документации на критически важные комплектующие. За счет грантовой программы в соответствии с постановлением правительства №208 намечено обеспечить финансирование 100% стоимости проектов по обратному инжинирингу критических комплектующих для БАС.

Нашли опечатку? Нажмите Ctrl+Enter
Наверх