Среди главных целевых ориентиров, обозначенных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р, значатся следующие положения:
- снижение аварийности, рисков и угроз безопасности по видам транспорта;
- снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды;
- предоставление транспортной отраслью в полном объеме высококачественных транспортных услуг, обеспечивающих запланированные темпы роста внутреннего валового продукта;
- конкурентный уровень удельных транспортных издержек в цене конечной продукции;
развитие транспортной сети в соответствии с потребностями экономики и общества;
- повышение производительности и рентабельности транспортных систем;
- повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта;
- снижение энергоемкости;
- создание приоритетных конкурентных условий для национальных перевозчиков и повышение их конкурентоспособности;
- инновационные товаротранспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям.
Одним из действенных методов достижения вышеперечисленных задач в сфере воздушного транспорта является внедрение сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов (RVSM). Данная технология организации воздушного движения эффективно используется мировым авиационным сообществом. В 1997 году Североатлантический регион стал первым регионом, внедрившим сокращенные интервалы вертикального эшелонирования воздушных судов и на текущий момент RVSM внедрены в Европейском регионе
(41 страна), в том числе в странах Балтии, Украине, Республике Беларусь, в Ближневосточном, Закавказском, Азиатско-Тихоокеанском регионах, странах Африки и Южной Америки.
Внедрение RVSM направлено в том числе и на повышение уровня безопасности полетов в условиях высокой интенсивности полетов (в 2007 году в воздушном пространстве Российской Федерации выполнено 1017090 полетов, в 2008 году – 1094754 полета, в 2009 году – 987969). Повышение уровня безопасности полетов обеспечивается за счет оборудования воздушных судов усовершенствованными средствами вертикального эшелонирования, внедрения постоянной системы мониторинга выдерживания установленных интервалов вертикального эшелонирования, модернизации средств обслуживания воздушного движения, а также увеличения пропускной способности элементов структуры воздушного пространства.
Увеличение пропускной способности элементов структуры воздушного пространства является ключевой компонентой социальной, экономической и экологической составляющих применения сокращенных интервалов вертикального эшелонирования.
Увеличение пропускной способности позволит:
- сократить задержки вылетов воздушных судов на 40 – 45%;
- достичь в общих объемах экономии авиационного топлива до 5%;
- сократить выброс вредных веществ в атмосферу на 3 %.
Российской Федерацией ранее проводилась работа, направленная на внедрение сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов в своем воздушном пространстве.
Правительство Российской Федерации постановлением от 24.09.2001 № 683 приняло решение о переходе на сокращенные интервалы вертикального эшелонирования воздушных судов в Калининградском (над Балтийским морем) и части Ростовского (над Черным морем) районах единой системы организации воздушного движения. Эксплуатация RVSM в этих районах позволила обеспечить заданный уровень безопасности полетов и существенно повысить эффективность использования воздушного пространства.
В 2006 году распоряжением Росаэронавигации от 13.07.2006 № 23-р была создана межведомственная рабочая группа по внедрению в воздушном пространстве Российской Федерации сокращенных интервалов вертикального эшелонирования (далее МРГ). МРГ подготовила предложения по системе эшелонирования, рассмотрела проекты документов по внедрению сокращенных интервалов вертикального эшелонирования в воздушном пространстве Российской Федерации, разработанных ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация», а также МРГ были определены тактико-технические требования к системам ОВД с учетом RVSM.
Члены рабочей группы – специалисты Росаэронавигации, ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУП ГосНИИ «Аэронавигация» провели консультации в Европейском/Североатлантическом бюро ИКАО, с коллегами из Белоруссии, приняли участие в совещании Азиатского-Тихоокеанского бюро ИКАО по вопросу внедрения RVSM в Китае.
На текущий момент Российская Федерация проводит следующие мероприятия:
- в соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация ЕС ОрВД РФ (2009 – 2015 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2008 № 652, проводятся работы по модернизации систем ОВД;
- проводится обучение авиационного персонала для работы в условиях RVSM по сертифицированным международными авиационными организациями программам обучения;
из 968 воздушных судов, зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации и способных выполнять полеты в слое RVSM, 481 воздушное судно утверждено к полетам в условиях RVSM;
- российская промышленность успешно осуществляет дооборудование воздушных судов в соответствии с техническими требованиями к минимальным характеристикам бортовых систем по высоте, требуемым для утверждения воздушного судна к полетам в условиях RVSM.
Внедрение сокращенных интервалов вертикального эшелонирования актуально и в качестве мероприятия по подготовке к проведению Зимних Олимпийских игр в 2014 году в городе Сочи. Воздушный транспорт служит наиболее востребованным средством доставки спортсменов и болельщиков к месту проведения Олимпийских игр.
Наглядным примером является форсированное внедрение Китайской Народной Республикой в ноябре 2007 года сокращенных интервалов вертикального эшелонирования в своем воздушном пространстве в канун Летних Олимпийских игр в Пекине. В результате применение RVSM позволило обеспечить бесперебойную работу воздушной транспортной системы Китая в период проведения Олимпийских игр.
Система вертикального эшелонирования воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации с сокращенными интервалами вертикального эшелонирования (далее – система эшелонирования), представленная в данном разделе сайта Росавиации, получила приоритет среди других систем эшелонирования в результате проведенного ФГУП ГосНИИ «Аэронавиагация» совместно с ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» моделирования обслуживания воздушного движения при использовании различных систем вертикального эшелонирования в условиях сокращенных интервалов вертикального эшелонирования воздушных судов.
Представленная система эшелонирования согласуется со Стандартами и Рекомендуемой практикой ИКАО (Таблица а) Добавление 3 Приложение 2 к Чикагской конвенции 1944 года), применение которых Российской Федерацией регламентировано статьей 37 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.1944).
Для вертикального эшелонирования воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам (ППП), предлагается установить следующие минимальные интервалы:
В настоящее время применяются следующие минимальные интервалы вертикального эшелонирования воздушных судов:
Сокращение интервалов в диапазоне наиболее интенсивно используемых в настоящее время высот от 8100 м до 12100 м позволит дополнительно внедрить шесть эшелонов полетов воздушных судов.В целях реализации статей 14 и 16 Воздушного кодекса Российской Федерации для обеспечения выполнения полетов в различных классах воздушного пространства в соответствии с установленными в них разрешительным или уведомительным порядком использования воздушного пространства, в предлагаемой системе эшелонирования применяются эшелоны полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов (ПВП).Применение данной системы эшелонирования позволит сделать реальный шаг в области гармонизации аэронавигационной системы России с мировой аэронавигационной системой и обеспечить выполнение условия «бесшовности» воздушного пространства, которое ИКАО рассматривает в качестве концептуального положения при гармонизации аэронавигационных систем, так как фактор «бесшовности» напрямую влияет на уровень безопасности полетов.По инициативе Европейского/Североатлантического бюро ИКАО и при содействии Российской Федерации, в Москве с 1 по 3 сентября 2009 года состоялось Первое совещание Целевой группы по внедрению сокращенных интервалов вертикального эшелонирования в воздушном пространстве государств восточной части Европейского региона ИКАО (далее – Целевая группа), в котором приняли участие представители России, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Туркменистана, Узбекистана, Межгосударственного авиационного комитета и Беларуси.Страны-участницы совещания выработали единый подход к вопросу внедрения RVSM в воздушном пространстве государств восточной части Европейского региона ИКАО и поставили перед собой ключевую дату внедрения – 17 ноября 2011 года.С 16 по 18 декабря 2009 года в Париже Целевая группа провела второе совещание и по его результатам утвердила единый для всех государств Мастер-план, содержащий Программу внедрения сокращенных интервалов вертикального эшелонирования в воздушном пространстве государств Евразии (Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан).В настоящее время в целях реализации пункта 3.7 постановления расширенного заседания коллегии Минтранса России от 10 ноября 2009 года № 3 Росавиация совместно с подведомственными организациями ведет разработку национальной программы внедрения RVSM.Программа основывается на реализации мероприятий по следующим основным направлениям: