Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

В рамках мероприятий Летно-методического совета (ЛМС) Росавиации 27 и 28 марта 2018 года в г. Жуковский в Государственном научном центре Российской Федерации АО «Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова» была проведена Научно-практическая конференция «Предотвращение авиационных происшествий, связанных с потерей управления в полете. Подготовка летного состава самолетов транспортной категории к действиям при попадании в сложное пространственное положение и сваливании»

4 апреля 2018 11:43

В подготовке и поддержке мероприятий конференции приняли участие Государственный научный центр Российской Федерации ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского», АО «Гражданские Самолеты Сухого» и ПАО «Туполев».

Конференция проводилась с целью обобщения и доведения результатов изучения и исследования проблем предотвращения авиационных происшествий, связанных с потерей управления в полете, и обсуждения предложений ЛМС Росавиации по подготовке летного состава при попадании в сложное пространственное положение, сваливание и выводу из него. Большой интерес к этой проблеме и актуальность обсуждавшихся вопросов позволили собрать на площадке конференции 115 представителей из 70 российских авиакомпаний и предприятий авиационной промышленности (http://www.lii.ru/news.html?id=202).

На конференции обсуждались задачи, необходимость решения которых продиктована новыми требованиями ИКАО в части разработки специальных программ подготовки и повышения квалификации летного состава для предотвращения случаев потери управления в полете. Проблема потери управления в полете (LOC-I) на сегодняшний день остается наиболее острой, как во всем мире, так и в отечественной гражданской авиации. По количеству погибших людей в авиационных происшествиях, связанных с потерей управления в полете, категория LOC-I занимает первое место. С учетом этого особое внимание на конференции было уделено вопросам теоретической и летной подготовки пилотов-инструкторов и инструкторов тренажеров, а также проблеме создания и использования летных тренажеров самолетов транспортной категории, математические модели которых позволяют проводить тренировку с имитацией сваливания и вывода из него. В докладах было подчеркнуто, что в Российской Федерации сохраняется лидерство в исследованиях по этому вопросу, однако требуются более активные действия для их практической реализации на летных тренажерах современных отечественных самолетов транспортной категории.

В большинстве выступлений была отмечена острая необходимость разработки правил, руководств и технологий (методик), сценариев, а также объективных критериев и показателей оценки результатов теоретической, тренажерной и/или летной проверки готовности к действиям для предотвращения сложного пространственного положения и сваливания.

Участникам конференции была предоставлена уникальная возможность ознакомиться с исследованиями ФГУП «ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского» и АО «ЛИИ им. М.М. Громова» в области создания математических моделей имитации сваливания самолета транспортной категории. Представители авиакомпаний, из числа летных специалистов, посетили пилотажные стенды ПСПК-102 и ПС-МС, на которых летчиками-испытателями АО «ЛИИ им. М.М. Громова» и АО «Гражданские Самолеты Сухого» были продемонстрированы отличия в поведении самолета, имеющего математическую модель на больших углах атаки от самолета, который такой расширенной модели не имеет, а также некоторые особенности поведения самолета транспортной категории при сваливании и выводе из него.

При посещении авиационного учебно-методического центра ПАО «Туполев» на примере комплексного тренажера самолета Ту-204СМ были продемонстрированы современные конструктивные решения для предотвращения потери управления в полете, а также варианты упражнений для отработки действий для предотвращения попадания в сложное пространственное положение.

В ходе ознакомления с работой ФГУП «ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского» и АО «ЛИИ им. М.М. Громова» участники конференции смогли осмотреть аэродинамические трубы ЦАГИ и узнать об их использовании при проведении испытаний современных транспортных самолетов, познакомиться с возможностями летающих лабораторий ЛИИ, обменяться мнениями и задать вопросы ведущим российским специалистам в области создания и испытания авиационной техники.

По итогам конференции была принята резолюция, в которой определены мероприятия для практической реализации предложений, озвученных в докладах конференции.