Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

Размер шрифта: A A A
Версия для слабовидящих
Карта сайта
RSS
Facebook
Twitter
О Росавиации
Центральный аппарат
Деятельность
Сертификация авиатехники, ССО, РТОП и аэродромов
ГлавнаяНовостиНовости  

25 марта 2016 года состоялось заседание итоговой Коллегии Федерального агентства воздушного транспорта

25 марта 2016
В работе Коллегии приняли участие Помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, заместитель Министра транспорта Валерий Окулов, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Нерадько, представители авиакомпаний, аэропортов и других организаций авиационной отрасли.



С докладом «Об итогах работы Росавиации в 2015 году, основных задачах на 2016 год и среднесрочную перспективу» выступил руководитель Росавиации Александр Нерадько

Работа Федерального агентства воздушного транспорта по устойчивому и надежному авиатранспортному обеспечению деятельности отраслей экономики страны, органов военного управления и удовлетворения потребностей населения осуществлялась в тесном взаимодействии с палатами Федерального собрания Российской Федерации, Администрацией Президента и Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, администрациями субъектов Российской Федерации, а также организациями, общественными и ветеранскими объединениями отрасли.

Важнейшим событием минувшего года, бесспорно, следует назвать подготовку и празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Организации гражданской авиации провели обширную работу по выполнению постановления Правительства Российской Федерации в части авиатранспортного обслуживания ветеранов войны и тружеников тыла.

За десять праздничных дней – с 3 по 13 мая 2015 года – российские авиакомпании перевезли около девяти с половиной тысяч ветеранов и более трех с половиной тысяч сопровождавших их родственников и медицинских работников. Всем им были выданы бесплатные социальные авиабилеты. 

С особым вниманием к выполнению таких перевозок относились и в аэропортах. В них были развернуты специальные штабы по обеспечению информационного и транспортного обслуживания ветеранов.

В честь 70-летия Великой Победы был организован уникальный международный проект «Аляска–Сибирь - 2015» («Алсиб-2015»). Два самолета Douglas Cи-47 производства 1942 и 1943 годов пролетели историческим маршрутом, по которому в годы войны перегоняли воздушные суда по договору ленд-лиза.

Данный перелет имел огромное значение для патриотического воспитания молодежи.

Перелет по проекту «Алсиб-2015» начался 17 июля в Грейт Фолc  (Монтана, США) и завершился в августе 2015 года на Международном авиационно-космическом салоне в Жуковском. Он был организован с участием членов Общественного Совета при Росавиации.

Всемерное содействие в подготовке и проведении перелета оказывали все аэропорты на его маршруте, специалисты аэронавигационных служб и поисково-спасательных формирований. Перелет подтвердил историческую память и примеры успешного сотрудничества стран антигитлеровской коалиции.

Достойная подготовка и проведение мероприятий к самому торжественному празднику 9 Мая должны быть в фокусе внимания организаций воздушного транспорта в текущем и последующих годах.

Уважаемые коллеги, производственная деятельность воздушного транспорта в прошлом году осуществлялась под влиянием известных внешнеполитических и внутриэкономических факторов. Тем не менее, количество перевезённых пассажиров на воздушном транспорте в 2015-м году снизилось всего лишь на  1% - с 93 до 92 миллионов пассажиров.


Воздушный транспорт – это одна из немногих отраслей отечественной экономики, которая в прошедшем году отработала устойчиво, несмотря на утрату трех существенных рынков перевозок. Некоторые аналитики предсказывали, что события, связанные с Украиной, Египтом  и Турцией, приведут к катастрофе на российском рынке авиаперевозок. Но этого не случилось, хотя общее число «выпавших» пассажиров составило около восьми миллионов. Основные потери пришлись на международные перевозки, которые сократились почти на четырнадцать процентов. Однако многие авиакомпании смогли переориентироваться на внутренний рынок, и здесь перевозки выросли более чем на шестнадцать процентов. В итоге общее количество перевезенных пассажиров в 2015 году составило примерно столько же, сколько их было в предыдущем. Так что резервы дальнейшего роста отнюдь не исчерпаны.

В последнее время значительное внимание уделялось именно развитию внутренних воздушных перевозок. В 2015-м году впервые в истории Российской Федерации на внутренних воздушных линиях количество перевезённых пассажиров превысило пассажиропоток на международных направлениях.


Анализ структуры рынка авиаперевозок показывает, что в общем объёме пассажирских перевозок:

- первые 35 авиакомпаний перевезли почти 99% пассажиров и обеспечили 99,6% пассажирооборота;

- 15 ведущих авиакомпаний перевезли 87,2% пассажиров и обеспечили 89,3 % пассажирооборота;

- ТОП-5 авиакомпаний перевезли около 62%, обеспечив 65,5% пассажирооборота.


Ведущие авиапредприятия (Аэрофлот, Сибирь, Уральские авиалинии и другие), которые на протяжении многих лет демонстрируют стабильные и высокие показатели, продолжили курс на укрепление своих позиций.

В увязке с вышесказанным следует отметить прекращение операционной деятельности второй по величине компании в Российской Федерации «Трансаэро», несмотря на принятые меры государственной поддержки авиаперевозчика.

Благодаря комплексу чрезвычайных мер органов государственной власти и отраслевых организаций удалось избежать серьезных социальных последствий для более чем двух миллионов пассажиров  «Трансаэро», в том числе, на маршрутах, где компания  являлась единственным перевозчиком.

Самые неприятные последствия в этой ситуации испытали рядовые сотрудники авиаперевозчика. Без работы остались почти 11 тысяч квалифицированных работников. Очевидно то, что мгновенно их было невозможно трудоустроить в другие организации отрасли. Вместе с тем,  «Аэрофлот», как и собирался сделать, открыл более 6 тысяч вакансий в авиакомпаниях своей группы. По мере перевода самолетов «Трансаэро» в парк «Аэрофлота» и компаний его группы будет осуществляться дополнительный прием персонала. Другие организации отрасли также предоставляют возможности для трудоустройства персонала лишившегося сертификата перевозчика. В настоящее время трудоустроено около 4 тыс. сотрудников предприятия. С учетом незначительно изменившегося спроса на авиаперевозки в стране имеется уверенность в том, что проблема с трудоустройством квалифицированного лётного и технического персонала перевозчика будет решена. Эта задача должна оставаться в нашем поле внимания до ее окончательного решения.

 

Росту пассажиропотока на внутренних линиях содействует реализация 5 программ субсидирования, в рамках которых полеты в 2015 году выполняли 34 авиакомпании по 253 маршрутам. Это программы перевозок из центральной части России на Дальний Восток, в Приволжском федеральном округе, программа региональных перевозок и формирования региональной маршрутной сети, перевозки в Калининград и  в Симферополь.

Перевезено более 1,5 млн. пассажиров. Сумма освоенных субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию данных программ, составила почти 8,2 млрд. руб.

Дополнительная мера для развития внутренних перевозок - это снижение НДС с 18 до 10 %. В Правительство Российской Федерации внесены предложения по обнулению ставки НДС, что позволит обеспечить большую финансовую устойчивость авиакомпаний.

Помимо этого дополнительно развивается субсидирование внутреннего туризма с использованием воздушного транспорта. В эту работу на принципах софинансирования должны быть активно включены субъекты федерации. К сожалению, отмечу, что некоторые регионы, участвующие в действующих программах субсидирования на основе софинансирования, не выполняют своих обязательств и не выплачивают субсидии авиакомпаниям.

Следует согласиться с предложениями о необходимости совершенствования маршрутной сети, на которую предоставляется субсидирование. Тем не менее, именно применение механизмов субсидирования в сочетании с другими мерами государственной поддержки в значительной мере обеспечило рост региональных перевозок над международными, а также развитие местных перевозок


Для того, чтобы не потерять перевозки в местном воздушном сообщении, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке, продолжается реализация программы по созданию федеральных казённых предприятий, субсидируемых из федерального бюджета. В настоящее время создано семь федеральных казённых предприятий, которые объединяют 66 местных аэропортов и 15 посадочных площадок.


Функционирование  федеральных казённых предприятий позволяет поддерживать в эксплуатационном состоянии аэропорты с низкой интенсивностью полётов. На их содержание в федеральном бюджете выделено 3,4 млрд. рублей.

Необходимо продолжать эту работу, в первую очередь по аэропортам Диксон и Хатанга.

Количество пассажиров, обслуживаемых российскими аэропортами, увеличилось с 126,7 в 2012 году до 159,3 млн. человек в 2015 году, превысив показатели 2014 года на 1,5 млн. человек. В структуре этого показателя почти на 17 % снизилось количество обслуженных пассажиров на международных линиях при росте на 13,4%  обслуживания на внутренних маршрутах.


Росавиацией осуществлялось финансирование мероприятий по реконструкции (строительству) аэродромной инфраструктуры аэропортов в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Кассовое освоение государственных капитальных вложений в 2015 году на объектах реконструкции и строительства наземной инфраструктуры аэропортов составило 27,3 млрд. рублей (66,7 %). Низкий уровень кассового исполнения обусловлен поздним открытием финансирования объектов, не связанных с проведением Чемпионата мира по футболу 2018 года, а также неудовлетворительным  выполнением некоторыми подрядными организациями договорных обязательств. Это касается как подрядчиков, определённых единственными поставщиками продукции, так и отобранных на конкурсах. Имеется отставание в реконструкции аэропортов в Петропавловске-Камчатском, Шереметьево, Домодедово, Саранске и Калининграде. По всем проблемным объектам ведется интенсивная работа по активизации и ликвидации отставаний от контрактных сроков.

ФГУП «АГА» необходимо перестроить свою работу в части требовательности и оперативности взаимодействия с подрядчиками, совершенствования арендных отношений, а также оформления земельных отношений и вовлечения в хозяйственный оборот вновь создаваемых объектов.  

Отдельно о Симферополе. До воссоединения Крыма с Россией аэропорт города Симферополя как бы застыл на уровне 1991 года. С той поры и  вплоть до 2013 года количество пассажиров, которые ежегодно обслуживались в аэропорту, не превышало 1,2 миллиона человек. Сам аэропорт нуждался в серьезной модернизации.

Положение коренным образом изменилось после 2014 года. Модернизация аэропорта началась с реконструкции  рулежной дорожки, что позволило в три раза увеличить пропускную способность аэродрома. Затем были выполнены работы по строительству навесов-накопителей терминалов  и дополнительных выходов пассажиров на посадку. К летнему периоду 2015 года аэропорт ввел в эксплуатацию новые площади, предназначенные для обслуживания пассажиров. В рамках модернизации и совершенствования инфраструктуры для управления воздушным движением в аэропорту установлена  автоматизированная система «Галактика».

Все это позволило уже в 2014 году обслужить в аэропорту 2,8 миллиона пассажиров.  В Симферополь стали выполнять регулярные полеты многие российские авиакомпании. Они связали столицу Крымского федерального округа с 52 городами России. По итогам 2015 года количество пассажиров, прошедших через аэропорт Симферополя, превысило  пять миллионов человек.

В наших планах и задачах на текущий  год и ближайшую перспективу проектирование, строительство нового аэровокзального комплекса и реконструкция аэродрома. Также предстоит работа по формированию гражданского сектора на аэродроме Бельбек в Севастополе и наращивание оборудования аэронавигационной системы в Крыму.


Развитие внутренних перевозок связано не только с аэропортовой инфраструктурой, но и с совершенствованием Единой системы организации воздушного движения. В гражданской авиации реализуется ФЦП «Модернизации Единой системы организации воздушного движения до 2020 года». Важнейшим мероприятием по реализации этой программы является создание 14 укрупненных центров. В настоящее время построены, введены в эксплуатацию и успешно функционируют укрупненные центры в Хабаровске, Самаре, Магадане Иркутске, в Калининграде, Ростове-на-Дону. Идёт монтаж оборудования в Красноярске. Началось и продолжается строительство центров в Тюмени и Санкт-Петербурге, в Новосибирске. В кратчайшие сроки полностью переоснащен Симферопольский центр управления воздушным движением. Во всех укрупненных центрах фактически проведена замена систем связи, навигации и наблюдения. Комплекс этих работ позволяет существенно нарастить объем покрытия радиолокационным наблюдением и радиосвязью над территорией России.

Конечно, нам известны трудности и особенности реализации этой программы. В этой связи в 2016-м году для более гибкого и эффективного использования средств ФЦП «Модернизация Единой системы организации воздушного движения до 2020 года» была включена в ФЦП «Развитие транспортной системы Российской Федерации до 2020 года».


В 2015 году при перевозке пассажиров, грузов, а также при выполнении авиационных работ в коммерческой гражданской авиации произошло 12 авиационных происшествий, в том числе 5 катастроф, в которых погибло 27 человек.

С воздушными судами авиации общего назначения произошло 29 авиационных происшествий, в том числе 15 катастроф с гибелью 33 человек.

В комплексе мер по обеспечению безопасности полетов на первом месте должны находиться требовательность, принципиальность и объективность оценок соответствия стандартам безопасности при выполнении сертификационных работ в области субъектов и объектов деятельности гражданской авиации.

Росавиация участвовала в течение года в аудиторских мероприятиях, совещаниях и рабочих группах в сфере безопасности полетов под эгидой Международной организации гражданской авиации ИКАО.

Проводились плановые консультации с Комиссией Евросоюза и Европейским агентством по безопасности полетов по устранению замечаний по рамповым проверкам SAFA российских авиакомпаний в аэропортах Европы. Проблем, грозящих попаданием российских авиакомпаний в «черные списки» ЕС, не отмечено.

Такое сотрудничество осуществлялось бы еще эффективнее при создании в Росавиации национального «института» инспекторов по безопасности полетов, аналогичного SAFA. Это позволило бы более тщательно контролировать подготовку российских авиаперевозчиков к выполнению полетов в зарубежные аэропорты, а также применять адекватные механизмы контроля за иностранными авиакомпаниями, выполняющими полеты в Россию и участвующими в перевозке российских граждан.

В связи с катастрофой Airbus A320-211 Germanwings весной 2015 года, причиной которой стали умышленные действия второго пилота, Росавиацией разработан и утвержден план мероприятий по реализации рекомендаций Европейского агентства по безопасности полетов по результатам расследования, включающий процедуры кратковременного покидания членом летного экипажа кабины пилотов, а также аспекты медицинского обеспечения безопасности полетов.

Создана рабочая группа по проблемам человеческого фактора, в состав которой вошли авиационные психологи ведущих авиакомпаний, направлениями деятельности которой являются: совершенствование психологического отбора в гражданской авиации, психофизиологические аспекты безопасности полетов и психологическое обеспечение профессиональной деятельности членов экипажей воздушных судов и диспетчеров УВД, организация  повышения квалификации по авиационной психологии. Прорабатывается вопрос о создании  курсов повышения квалификации по авиационной психологии.

Прошлый год был омрачен двумя чрезвычайными происшествиями – террористическими актами, совершенными с самолётом А-321 авиакомпании Когалымавиа над Синайским полуостровом и с членами экипажа авиакомпании Волга-Днепр в Мали.

До этих случаев службы транспортной безопасности никогда не занимались вопросами профилактики террористических угроз за рубежом, так как соответствии с международными договорами защита воздушных судов и пассажиров относилась к обязанностям стран пребывания. Но трагедии в Египте и Мали заставляют пересмотреть концепцию обеспечения транспортной безопасности и заняться этими вопросами в зарубежных аэропортах. Не буду останавливаться на специальных мерах, которые мы реализуем, подробно, но отмечу, что в настоящее время принимаются меры по усилению авиационной безопасности не только в Египте и Турции, но и аэропортах других государств. Что касается мер противодействия террористическим угрозам в наших аэропортах, то надо отметить, что практически каждый день поступают сообщения с угрозами актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. По каждой угрозе всегда и в полном объеме отрабатывается целый комплекс антитеррористических мир, даже несмотря на то, что это могут быть ложные угрозы или учебные мероприятия.

Впервые в отечественной истории из-за повышенной террористической угрозы находившиеся в Египте российские туристы возвращались в Россию пассажирскими самолетами наших авиакомпаний, а их багаж доставлялся его владельцам отдельно от пассажиров на грузовых самолетах Ил-76 и Ан-124 МЧС России, Военно-транспортной авиации ВКС России и авиакомпании «Волга-Днепр» сначала в московские аэропорты «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево», а затем - попутными рейсами в другие аэропорты России или при помощи услуг ФГУП «Почта России».  В период с 6 по 30 ноября все российские туристы организовано были доставлены из Египта в Россию. В этих целях российскими авиакомпаниями было выполнено 420 чартерных рейсов, перевезено более 89 тысяч туристов. Еще 37-ю грузовыми рейсами было доставлено более 49 тысяч мест багажа общей массой 782 тонны.

Подготовку специалистов гражданской авиации осуществляют образовательные организации, подведомственные Росавиации, которые объединены в вертикально интегрированные комплексы.

Минобрнауки России по результатам своего мониторинга признало эффективность образовательных организаций гражданской авиации среди прочих образовательных организаций России.

 

В 2015 году общая численность обучающихся в учебных заведениях гражданской авиации составила 25 632 человека, из них 68% обучалось за счет средств федерального бюджета, а 32% - на платной основе.

Контрольные цифры приема выполнены полностью.

Отмечается возросший интерес молодежи к получению технического образования в образовательных организациях гражданской авиации по профильным авиационным специальностям.

Конкурс при приеме в течение последних 5 лет постоянно повышается. Если в 2005 году конкурс в отраслевые ВУЗы составлял около 4 чел. на место, то в 2015 году он увеличился до 8,9 чел/место, по летной эксплуатации воздушных судов конкурс– 10,1 чел/место; по управлению воздушным движением – 9,0 чел/на место.

В 2015 году проходной балл по ЕГЭ на технические специальности на бюджетные места образовательных организаций высшего образования гражданской авиации составил от 170 до 217 баллов, что является достаточно высоким баллом по сравнению с другими ВУЗами.


Данные по приему и выпуску по летным специальностям в образовательных организациях гражданской авиации в 2015 году представлены на слайде.

Установленный объем выпуска пилотов из образовательных организаций  гражданской авиации позволит удовлетворить прогнозируемую потребность авиакомпаний в будущем.


В целях осуществления качественной реализации программ подготовки пилотов и обеспечения безопасности полетов в 2015 году в образовательные организации гражданской авиации поставлено 21 воздушное судно, из них первоначального обучения – 14 ед. (13 ВС Cessna-172S в Ульяновский институт ГА и 1 вертолет Bell407GX в Омский летно-технический колледж), выпускных – 7 ВС DA-42NG в Санкт-Петербургский государственный университет ГА, а также 31 тренажер.

Оснащение тренажерных центров лётных образовательных организаций гражданской авиации современными полнофункциональными тренажерами Ту-204, SSJ-100, А-320, В-737, Ан-148, CRJ-200, и внедрение их в учебный процесс позволили начать подготовку курсантов на конкретный тип воздушного судна, эксплуатирующийся в авиакомпаниях.

В 2016 году  планируется пополнение материально-технической базы летных образовательных организаций дополнительным количеством воздушных судов и тренажеров.


На 2016 год Росавиации предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 66,3 млрд. руб.

Наибольший объем средств федерального бюджета связан с бюджетными инвестициями в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации

При формировании проекта федерального бюджета на 2016 год Росавиацией была продолжена работа по решению задач, направленных на создание современной и эффективной системы подготовки специалистов гражданской авиации,  модернизацию объектов инфраструктуры образовательных учреждений, приобретение учебно-лабораторного оборудования, повышение фонда оплаты труда летно-инструкторского и инженерно-технического состава.

Важнейшей задачей функциональных подразделений Росавиации и ее территориальных органов должно стать эффективное использование средств федерального бюджета и привлечение внебюджетных средств для развития отрасли!

В 2015 году продолжилась работа по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти в соответствии с решениями Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого правительства.

Был обновлён официальный сайт Росавиации, который занял 17-ю позицию в рейтинге федеральных органов исполнительной власти.

Развивалось направление публикации информации о деятельности Росавиации, подведомственных учреждений, организаций и территориальных органов в формате открытых данных – доступном для автоматической обработки и для свободного использования любым заинтересованным лицом.

В соответствии с Методическими рекомендациями по реализации принципов открытости представляется Вашему вниманию проект Публичной декларации целей и задач Росавиации на 2016 год. С документом можно ознакомиться на сайте Росавиации и в материалах сегодняшней Коллегии, представить свои предложения.

Не могу не отметить слаженную работу специалистов в системе авиационно-космического поиска и спасания, которые в сложных метеоусловиях обеспечили завершение полетов всех международных космических экипажей.

В завершение доклада хотелось бы отметить то, что последние годы средние темпы развития воздушного транспорта Российской Федерации превышали общемировые показатели, что позволило обеспечить рост коэффициента авиатранспортной доступности, который вычисляется отношением перевезённых пассажиров к населению государства. И этот коэффициент выше, чем во времена СССР. Таким образом, наши граждане в целом стали летать чаще. Но ещё не все и не везде.

В условиях нынешней экономической ситуации перед нашим профессиональным сообществом стоят непростые задачи по адаптации к новым реалиям и условиям работы.

Среди основных целей на 2016 год, которые ставит перед собой Росавиация:

- прежде всего, это повышение доступности и качества авиаперевозок для населения. Данную задачу предстоит решать в условиях волатильности рубля, с акцентом на развитие внутреннего туризма при отсутствии изменений в геополитической обстановке,

- оказание во взаимодействии с региональными властями необходимой поддержки выполнению авиаперевозок пассажиров на социально значимых маршрутах;

- обеспечение стабильного и безопасного функционирования системы воздушного транспорта, безопасности полетов, авиационной безопасности и защиты жизни и здоровья населения на воздушном транспорте от актов незаконного вмешательства;

- содействие сохранению и росту объемов пассажирских и грузовых авиаперевозок;

- более гибкое использование воздушного пространства и его транзитного потенциала;

- активное участие в выработке глобальных рыночных мер по сокращению выбросов углеводородов в атмосферу;

- урегулирование ситуации в районе полетной информации Симферополь;

- содействие развития авиатранспортной инфраструктуры в целях освоения Арктики и Дальнего Востока;

- осуществление тщательного контроля за недопустимостью необоснованного роста ставок сборов и тарифов;

- поддержка авиаперевозчиков путем содействия принятию решения об обнулении НДС на внутренних перевозках;

- реализация необходимых мероприятий по формированию национальной системы сертификации и функционированию Авиационного регистра Российской Федерации, а также содействие поэтапному переводу в российскую регистрацию воздушных судов российских авиакомпаний, имеющих иностранную регистрацию;

- сохранение системы образовательных организаций гражданской авиации в целях качественной подготовки авиационных кадров;

- принятие исчерпывающих мер по подготовке аэродромной инфраструктуры к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года;

- эффективная реализация федеральных целевых программ в части Росавиации с обеспечением тщательного контроля за расходованием бюджетных средств;

- решение комплекса задач по импортозамещению в гражданской авиации.

Имеется уверенность в том, что приложив максимум усилий по преодолению возникших трудностей и превратив эти трудности в подспорье в работе, мы сможем перевести динамику развития отрасли снова в положительное русло.


Наверх